Украина
 г. Запорожье
email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
(095) 316-89-10
 
(061) 270-83-04

Проверки во время действия моратория - кто имеет право их осуществлять?

Бухгалтер должен знать , что несмотря на периодическое продление карантина (адаптивного карантина) и запрет на проведение проверок, все же на сегодня довольно значительное количество контроллеров сохранили право на их осуществление. Опишем сферы контроля, можно проверять, и те, которые до сих пор под мораторием.

Карантинный мораторий определяем по сферам надзора.

Благодаря Закону №533 (ч. 3 Заключительных и переходных положений) временно, по последний календарный день месяца (включительно), в котором завершается действие карантина, установленного Кабинетом Министров Украины на всей территории Украины с целью предотвращения распространения на территории Украины коронавирусной болезни (COVID- 19), но не ранее 30 июня 2020, запрещается проведение органами государственного надзора (контроля) плановых мероприятий по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, кроме государственного надзора (контроля):

  • за деятельностью хозсубъектов, которые в соответствии с утвержденными КМУ критериями отнесены к хозсубъектам с высокой степенью риска;
  • в сфере соблюдения требований по формированию, установлению и применению государственных регулируемых цен;
  • в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения.

Согласно ч. 2 Заключительных положений Закона №530 запрещается проведение органами государственного надзора (контроля) плановых мероприятий по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности на период установления карантина или ограничительных мер, связанных с распространением коронавирусной болезни (COVID-19 ).

Более расширенный и конкретизирован перечень отношений в сфере деятельности, не подпадающие под мораторий, названные в ч. 2 ст. 2 Закона №877. В частности, речь идет об отношениях, возникающих при осуществлении мероприятий валютного контроля, налогового контроля (с учетом изменений, внесенных Законом №533), таможенного контроля, государственного рыночного надзора и контроля непищевой продукции.

Но, не все так просто. Ведь, приведенное выше указывает на то, что:

мораторий действует на период установления карантина или ограничительных мер, связанных с распространением коронавирусной болезни (COVID-19), но в любом случае по последний календарный день месяца (включительно), в котором завершается действие карантина согласно Постановлению КМУ. То есть, каждый раз, когда речь идет о продлении срока действия карантина с послаблениями (адаптивный карантин), запрет на проверки госнадзора (контроля) так же продолжается - до даты вступления в силу постановления КМУ о завершении карантина. И на сегодняшний день - это 31.07.2020 г..

некоторые органы госнадзора, имея достаточно широкие полномочия, оказались на грани применения / не применение моратория в зависимости от сферы их контроля. Ведь, госнадзоре в целях распространения моратория идентифицируется именно по сферам контроля, а не за органами. 

Вот некоторые их них:

налоговые проверки

О моратории на проведение документальных проверок, в т.ч. ЕСВ, органами ГНС - мы писали здесь и здесь.

По упомянутым ссылкам вы узнаете, что «карантинный» мораторий на проверки налогоплательщиков установлены не для всех - закон четко указывает вопросы, по которым налоговики могут прийти на проверку и сейчас.

Кроме налоговиков есть и другие госорганы, на которых этот мораторий не распространяется.

Проверки ФСС ВПТ

Дело в том, что на отношения в сфере осуществления контроля за своевременностью представления и достоверностью представленных работодателем сведений о получении средств Фонда и соблюдения порядка их использования не распространяется действие Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности" (ч. 2 ст. 12 Закона №1105 от 23.09.99 г. ". Об общеобязательном государственном социальном страховании").

Поэтому, ФСС ВПТ не являются органами государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности. Поскольку нормативные акты, регулирующие порядок проведения проверок не претерпели изменений, то можно утверждать, что мораторий на проверки ФСС ВПТ страховых выплат работодателями не распространяется.

Порядок проведения проверок Фондом соцстраха выдающийся в Инструкции о порядке проведения проверок страхователей по средствам Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности, принятия решений по их результатам и процедуре обжалования утвержденной Постановлением правления ФСС ВПТ от 22.12.2010 г.. №29.

И как ни странно, но перенос срока проведения плановой или внеплановой проверки сама Инструкция №29 не содержит. Поэтому в случае, когда во время карантина предприятие работает дистанционно или вообще отказалась от аренды офиса и еще подыскивает помещение, то придется общаться с Фондом устно или переписке.

И здесь следует учесть следующее: если мы говорим о плановой проверке, то о ней сообщают заранее (за 10 дней до начала). Следовательно, в случае, когда почтовое сообщение содержит дату и ФИО получателя, отсутствие в офисе уполномоченного лица или руководителя / бухгалтера на дату начала проверки может быть расценено как недопуск с наступившими последствиями - выплаты из Фонда могут быть остановлены.

Поэтому, получая такое сообщение, следует письменно или устно выяснить все моменты проверки и договориться на определенное время для ее проведения. Соответственно, лицо, сопровождающее проверку, должен быть на месте и допустить проверяющих.

Если вы не получили сообщения или проверка является внеплановой, а в офисе все отсутствуют (или офиса уже нет!), Тогда следует утверждать о невозможности проведения проверки. Хотя этот момент по ФСС ВПТ действующим законодательством вообще не предусмотрен. Поэтому, в любом случае придется искать возможность общаться с Фондом о проведении проверки и обновления страховых выплат.

Проверки Гоструда - охрана труда мораторием

Недавно Минэкономики выдало разъяснение по проверкам, которые попали под мораторий. Среди них названы такие как проверки пожарной безопасности, охраны труда, экологические проверки и тому подобное.

Внимание! Проверки охраны труда, гигиены труда, промышленной безопасности и до сих пор имеются как плановые на инспекционного портале. Впрочем, учитывая позицию Минэкономики и предписаний ст. 38 Закона Украины №694-XI прямо отнесены Гоструда в органы государственного надзора в части охраны труда. Поэтому на такие проверки имеет распространяться Закон №877, что и можно увидеть в сообщении о проведении плановой проверки во время карантина - Гоструда ссылается именно на ст. 4 Закона № 877. Однако следует признать, что проверки по охране труда, промышленной безопасности и гигиены труда активно проводились органами Гоструда во время карантина. Ведь, в ч. 4, 5 ст. 2 Закона №877 ссылки на проверки в сфере охраны труда и промышленной безопасности вообще отсутствуют.

Кроме того, Постановлением КМУ от 20.05.2020 г.. №383 утверждены Критериев риска, в т.ч. в сфере охраны труда, промышленной безопасности, гигиены труда, занятости населения. Признание хозсубъекта относящимся к высокой степени риска, не подпадает под мораторий и таких хозсубъектов может быть проверено органами Гоструда.

В случае, если хозсубъект по всем критериям риска набирает от 41 до 100 баллов, его относят к хозсубъектов с высокой степенью риска. Впрочем, это касается плановых проверок и они осуществляются с соблюдением требований Закона №877. То есть речь идет о планировании проверок на 2021 с официальным обнародования плана на инспекционного портале (п. 3-5 Критериев риска №383).

Но охрана труда, разумеется, это не единственный вопрос трудовых отношений, которое контролирует Гоструда. И если в начале карантина инспекторы по труду прекратили свои посещения, то с ослаблением карантина они постепенно возвращаются к исполнению своих обязанностей.

 

Сфера рыночного надзора

Минэкономики в своем разъяснении напоминает, что госнадзора (контроля) в сфере хоздеятельности подпадает под действие Закона №877 и о плане проверок- вся информация инспекционной портале.

Это дает возможность заранее узнавать о включении того или иного хозсубъектов для плана проверок на 2020 год.
Соответственно, перевод работников на удаленную работу, отказ от офиса, другие причины (в частности, болезнь на COVID 19) не является бесспорным основанием для переноса проверки. Следовательно, несмотря на мораторий, некоторые проверки во время карантина все же возможны.

К таким возможных проверок следует отнести и проверки Держпродпотребслужбы - однако, лишь в части осуществления рыночного надзора, которые были запланированы на 2020 год. Все остальные сферы контроля службы, в частности, ветеринарной медицины, сферах безопасности и отдельных показателей качества пищевых продуктов, карантина и защиты растений, по контролю за ценами, государственного контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей и рекламе в этой сфере, сельскохозяйственной продукции и продуктов питания - под мораторием.

 

Проверки гигиены и противоэпидемическому правил - вне мораторием

Держпродспоживслужба НЕ прекратила проверки при введении карантина в сфере санитарно-гигиенических, санитарно-противоэпидемическому правил и норм, предусмотренных Законом Украины "О защите населения от инфекционных болезней". По сообщение веб-портала управления Держпродспоживслужбы проводят усиленный контроль и проводят обследование торговых заведений, рынков, предприятий общественного питания, осуществляющим онлайн - доставку, аптеки, отделения банков по соблюдению ограничительных мероприятий и основных профилактических и противоэпидемическому рекомендаций по соблюдению ими введенного на территории района карантина.

По результатам обследований направляются информационные и рекомендательные письма руководителям заведений по вопросам предотвращение распространения коронавируса, выносятся предупреждения и составляют протоколы о привлечение к административной ответственности за нарушение карантина. Напомним, штраф за нарушение правил карантина предусмотрен в ст. 44-3 КУоАП и составляет: на граждан от 17 тыс. Грн до 34 тыс. Грн, на должностных лиц юрлиц - от 34 тыс. Грн до 170 тыс. Грн.

Преимущественно на объектах, Которые могут работают во время карантина, проверяют:

наличие средств индивидуальной защиты работников, в т.ч. при обслуживании посетителей;
порядок применения средств индивидуальной защиты;
наличие условий для мытья рук работников, создание условий для личной гигиены работников;
порядок и условия использования моющих и дезинфицирующих средств для обработки производственных поверхностей, чаще всего контактируют с руками людей и персонала (камеры хранения в супермаркетах, тележки, корзины, прилавки в магазинах и т.п.);
периодичность проветривания торгового зала;
контроль количества посетителей, Которые могут одновременно находиться в торговых залах;
условия продажи сыпучих товаров, упаковок пищевой и Непищевое продукции;
жалобы хозсубъектов щодо пребывания на внутреннем рынке Украины, в обращении на онлайн-платформах поддельной продукции и тому подобное.

Кроме Держпродпотребслужбы, соответствующие полномочия относительно составления протоколов за нарушение санитарно-гигиенических, санитарно-противоэпидемических правил и норм, предусмотренных Законом Украины "О защите населения от инфекционных болезней", другими актами законодательства, а также решений органов местного самоуправления по вопросам борьбы с инфекционными болезнями, приведенных в ст. 44-3 КУоАП, также предоставлены и органам Нацполиции, должностным лицам, уполномоченные на то исполнительными комитетами (а в населенных пунктах, где не создано исполнительных комитетов, - исполнительными органами, исполняющими их полномочия) сельских, поселковых, городских советов (абзац 2, 15 п. 1, п. 2 ст. 255 КУоАП).

Подытожим:

мораторий не распространяется на проверки ФСС ВПТ, сферу рыночного надзора, гигиены и противоэпидемических правил, а также на контроль за деятельностью хозсубъектов, которые в соответствии с утвержденными КМУ критериями отнесены к хозсубъектам с высокой степенью риска и в сфере регулируемых цен. Ну и конечно на контроль госорганов, перечень которых мы привели в начале статьи и о которых прямо указано в ч. 2 ст. 2 Закона №877. По всем остальным сферам проверок - мораторий до 31.07.2020 г..

Если офис закрыт, работники на удаленной работе - будет проверка?

Выше, кроме проверок ФСС ВПТ, мы поделили проверки, подпадающих под мораторий по сферам госнадзора (контроля) и проведение которых подпадает под действие Закона №877.

И за предписания ст. 10 Закон №877 одним из оснований недопуска к проверке - это субъект хозяйствования не получил уведомление о проведении планового мероприятия государственного надзора (контроля) в порядке, предусмотренном настоящим Законом.
По нашему мнению, если на предприятии организована удаленная работа и / или офис закрыт (в т.ч. прекращения договора аренды), воспользоваться названной основанием для недопуска будет довольно сложно.

С одной стороны, удаленная работа напрямую связана с невозможностью получать корреспонденцию, а с другой - план проверок размещен на сайте ДРС (и органа, такую ​​проверку запланировал) и о проведении плановой проверки хозсубъекту известно заранее. Поэтому отсутствие работников по юридическому адресу на сегодня не является основанием для изменений сроков проверки, ее остановки или переноса.

Поэтому, в случае, когда плановая проверка такие должна быть проведена и сфера контроля не подпадает под мораторий, стоит связаться с органом контроля и организовать условия для ее проведения (в частности, обеспечить наличие в офисе сопровождающих). При этом, связь желательно держать в письменном виде.

Если предприятие не имеет возможности для проведения проверки (офис закрыт), то велика вероятность составления такие акта допуска (создание препятствий) для проведения проверки. Однако, по мнению автора, недопуск (создание препятствий) все должно предусматривать активные действия должностного лица предприятия или ФЛП (его работников). То есть, проверяя пришли, а им отказали в предоставлении документов относительно предмета проверки и тому подобное. Закрытые двери и отсутствие в офисе работников и офисного оборудования вряд ли подпадает под недопуск или создание препятствий в проведении проверки. Впрочем, решать этот вопрос, скорее всего, придется в суде.

Наша компания осуществляет бухгалтерское сопровождение в форме бухгалтерского аутсорсинга. Сопровождение Проверок фискальных органов мы осуществляем в рамках договора на оказания бухгалтерских услуг. Работаем как в городе Запорожье и Запорожской области, но и по всей Украине.

 

 

 

 

Аутсорсинг бухгалтерских услуг. Часть 1.

В Украине ведение бухгалтерского учета регламентировано следующими законодательными актами. Это прежде всего Закон Украины 

"Про бухгалтерський облік та фінансову звітність в Україні" междунродные и национальные стандарты бухгалтерского учета, а также бухгалтер руководствуется другими Законами, Кодексами, подзаконнными актами, письмами и т.д.

Ведение бухгалтерского учета статья 8 ЗУ "Про бухгалтерський облік та фінансову звітність в Україні" прямо предусматривает возможность ведения бухгалтерского учета штатным бухгалтером или бухгалтерской службой во главе с главным бухгалтером так и получение бухгалтерских услуг у аутсорсинговой компании.

Отрасль аутсорсинговых услуг в Украине началась прежде всего с программистов. Аутсорсинг бухгалтерских услуг мог развиваться только при условии автоматизации бухгалтерского учета и сдачи отчетности в электронном виде. Обслуживать несколько юридических лиц и ФЛП, простаивая очереди в налоговых инспекциях, пенсионных фондах, соцстрахах было нереально. Поэтому в связи с автоматизацией и компьтеризацией себестоимость данных услуг стала ниже и рынок аутсорсинга стал стремительно развиваться. потребители от этого только выиграли, ведь кроме более низкой цены, они как правило, получают более качественную услугу т.к компетенция одного бухгалтера стоит против комплексной компетенции целой фирмы специалистов с с большим совокупным опытом. Кроме того вопрос ответственности за ошибки, которые привели к штрафам и другим проблемам. Штатный бухгалтер, который работает на предприятии, может быть уволен или получить выговор как предусмотрено в КЗоТе Украины. Другие методы наказания не являются законными. Напротив аутсорсинговая фирма, заключив договор с субьектом предпринимательской деятельности несет ответственность по договору и Закону (ГКУ, ХКУ). То есть прямую ответственность за причинение материального вреда по своей вине. Кроме того характер услуги предполагает беспрерывное бухгалтерское сопровождение. Штатный бухгалтер может заболеть, уйти в декрет и т.д., аутсорсинговая фирма в этом плане надежней, так как есть взаимозаменяемость специалистов. Еще одним плюсом евляется то, что ауторсинговая бухгалтерская фирма часто предлагает еще и юридическое сопровождение. Такие услуги как регистрация предприятий, изменение в ЕДРПОУ, ликвидация (приостановление ФОП), досудебное  и судебное обжалование ППР, штрафов и т.д.

 

 

 

 

20-ОПП (продолжение)

Зачем нужна фискалам информация с ф. № 20-ОПП, прямо в одном нормативно-правовом акте не сказано. Но, опираясь на уже практически 10-летнюю практику представления ф. № 20-ОПП, отметим, что информация с
ф. № 20-ОПП подтверждает реальность деятельности субъекта. А именно показывает, какое имущество предприятие использует в своей деятельности. При этом фискалы  позволяют не подавать информацию о таких объектах налогообложения, как: товары, доход (прибыль) или его часть, обороты по реализации товаров (работ,услуг) и операции по их поставке. Оно и странно. Информация о таких оборотные активы:

1) часто меняется, а потому не всегда оперативно с этим можно проследить и информировать фискалов:
2) данные об этих объектах фискалы и так узнают из налоговой отчетности плательщика (декларация по налогу на прибыль, НДС, ф. № 1ДФ и т.п., но здесь есть свои нюансы.
А вот о все остальные объекты (обычно необотные , в том числе и о том, информацию о которых можно узнать из отчетности (например, о земельном участке, находящихся в собственности юрлиц или взятые в аренду у органов местного самоуправления), они и хотят видеть в ф. № 20-ОПП, даже несмотря на то, что она попадет в декларации по плате за землю. Данные из ф. № 20-ОПП заносятся в Единый банк данных юрлиц или Реестр самозанятых лиц и затем используются фискалами во время контроля за осуществлением деятельности плательщиков.

ПОТРЕБНОСТИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА
На первый взгляд, кажется, ничего. Но если окунуться глубже, то ни все так просто. Так, ф. № 20-ОПП нужна, чтобы:
1) субъект хозяйствования, подав только ф. № 20-ОПП и заполнив ее с определенной особенностью (поставив отметку «+» в гр. 11), мог стать на учет по неосновному свое место учета. Такая функция ф. № 20-ОПП
позволяет поставить объект (например, приобретенную недвижимость или землю в другой местности, чем подконтрольная его налоговой) на учет по основному месту учета, подавтолько ф. № 20-ОПП без подачи заявления по ф. № 17-ОПП (п. 7.2 разд. VII Порядка № 1588)
2) не было проблем с РРО, а именно, чтобы субъект смог зарегистрировать РРО или ПРРО на свою хозяйственную единицу или передвижной объект (автомобиль и т.д.). Дело в том, что в заявлении на регистрацию РРО (ф. № 1-РРО) или прро (ф. № 1-прро) обязательно следует указывать идентификатор объекта, на который регистрируют РРО. И берут его именно с гр. 5 ф. № 20-ОПП.

То есть, без представления ф. № 20-ОПП зарегистрировать РРО или ПРРО на вашу торговую точку не удастся. Так говорят и фискалы (БЗ 109.06 и 109.24 БЗ)

3) без проблем плательщик акцизного налога мог зарегистрировать акцизные склады. Так, если не подать по акцизного склада ф. № 20-ОПП, то его не зарегистрируют в СЕАРП. фискалы под регистрации акцизных складов сверяют  информацию из заявки на регистрацию по информации о составе в Единой базе данных. И если там информации нет (ф. № 20-ОПП НЕ подавалась на склады), то вам откажут в регистрации.

Поэтому распорядителям акцизного склада следует также подать эту форму (113.04 БЗ) 

4) не возникало проблем с регистрацией НН /РК. На сегодня налоговики могут, например, присвоить плательщику НДС рисковый статус
только потому, что тот не подал информацию об имеющейся материально-техническую базу путем направления ф. № 20-ОПП. Кроме того, у плательщика НДС могут не принять Таблицу плательщика для разблокировки НН / РК только через то, что тот не подал ф. № 20-ОПП. Детали - в
«Налоги & бухучет», 2020, № 54, с. 12;
5) можно заполнить заявку на перемещение горючего. Напомним, что все субъекты, которые не являются плательщиками акцизного налога для перемещения горючего, должны информировать фискалов о транспорт, перевозящий топливо путем подачи заявки по форме, утвержденной приказом Минфина от 08.05.2019 г.. № 188. Такая заявка подается перед перемещением топлива (для включения бензовоза
в Перечень транспортных средств, которые перемещают горючее) и после окончания операции (Для исключения). Чтобы заполнить эту заявку, следовало подать ф. № 20-ОПП о наличии в
него в собственности или в пользовании места разгрузки топлива и присвоить такому объекту идентификатор.

Как видим, случаев довольно много. В то же время в определенных случаях можно все же обойтись без нее. Так, например, если вы не подали ф. № 20-ОПП о емкости, в которых будете экономить топливо, то это не должно повлиять на получение вами лицензии на хранение. непредставление ф. № 20-ОПП не является основанием для отказа в выдаче такой лицензии (113.04 БЗ).
Также не должно быть проблем со списанием топлива на работу автомобилей, если ф. № 20-ОПП информации о таких машины
не подана. Для списания топлива на работу главную роль играет сам факт использования полного и первичный документ, который это подтверждает. А тот факт, представленная ф. № 20-ОПП или нет, в отношении активов, которые используют топливо, на учет самого топлива влиять не должен.

Продолжение следует...

Наша компания предоставляет Бухгалтерский аутсорсинг для юридических лиц и предпринимателей. Благодаря опыту более 10 лет в сфере предоставления бухгалтерских услуг, аудита бухгалтерского учета и финансовой отчетности, юридических услуг в сфере налогового, хозяйственного и административного права. Мы работаем как в городе Запорожье так и в Запорожской области (есть клиенты в Мелитополе, Энергодаре, с. Степном).

Подкатегории

#fc3424 #5835a1 #1975f2 #2fc86b #fevec9 #133f10441 #100313115745